Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Остоженской старообрядческой общины

            3-й Ушаковский, ныне Турчанинов пер. 4.

     Переулок до 1922 года назывался 3-й Ушаковским (в старину Конюшенный), затем переименован по фамилии владельца участка № 2 - 4 подпоручика С.Г.Турчанинова. После него (с 1824 года) этот участок принадлежал: купцу И.А.Прозуменщикову, затем (с 1843 года) купеческим сыновьям, братьям Зерновым, затем – с 1872 года, потомственной почетной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой у которой Павел Павлович Рябушинский приобрел этот участок. В марте 1905 года П. П. Рябушинский перестраивает дом (в настоящее время здание причта Остоженской общины).   

    В этом доме и находилась домовая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

   После выхода Указа от 17 октября 1906 года о разрешении создавать старообрядческие общины одной из первых в Москве была создана Остоженская община. Она была учреждена 11 февраля 1907 года. На первом общем собрании общины было решено строить новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Была создана комиссия по строительству храма в составе: председатель – С.П. Рябушинский, товарищ председателя – С.Е. Трындин.

   Павел Павлович Рябушинский жертвует на строительство храма этот дом с землей в Пречистенской части, 1 участка № 162\130, литера А. Этот участок по акту приобретения стоит 34.500 руб., по страховой оценке 20.000 руб. Разрешение на дарение участка было утверждено Его Императорским Величеством 31 мая 1907 года.
Для строительства храма часть земли была куплена у «Товарищества Ивана Бутикова».

     Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. 
Храм построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича  и Владимира Морицевича

    
    

(Матвеевича) Маята в стиле раннего  новгородского    зодчества. Вел   строительные   работы архитектор Юрий Иванович Чаговец.

   В основу композиции Покровского храма Остоженской общины архитекторами положена композиция новгородской церкви «Спаса в Нередицах».  Этот мотив проходит в плане, представляющем греческий, равносторонний крест. Перекрещивающиеся арки дали возможность строителям освободиться от внутренних столбов и иметь открытую трапезную, оканчивающуюся с восточной стороны тремя апсидами алтаря, а с западной – притвором.

      Новый храм одноглавый, глава его в форме низкой луковицы, со звонницей, помещающейся со стороны входа, вход на звонницу по узкой каменной лесенке. Характерен кирпичный орнамент здания. Очень хорош тонкий кружевной медный убор по фасаду. С левой стороны храма небольшой боковой придел во имя святителя Николая Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. В храме две раздевальни: отдельно для мужчин, отдельно для женщин. Входная арка, низкая, приземистая, так и дышит стариной.  Размеры храма 14 квадратных аршин без притвора, расположенного в низкой части храма под звонницей, перекрытой сводами. Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается 300 человек.

Вся обстановка храма – паникадило, двери, скамьи – все выполнено в одном стиле.

   Иконостас храма представляет собой огромную художественную и археологическую ценность – 3х ярусный, золоченый, уставлен редкими древними иконами из собрания Степана Павловича Рябушинского, с низенькими царскими вратами новгородских писем первой половины XV века. По рисунку иконостас - древнего характера, состоящий из нижнего ряда с местными и храмовыми иконами, тяблового - с праздничными иконами и верхнего ряда - с иконами предстоящих (Деисус). Оба клироса уставлены иконами также древнего письма. Иконостас резной, вызолочен под старое золото, а иконы обложены басмой под старое серебро. Храм расписан А. А. Тюлиным вместе со своим отцом
 А. В.
Тюлиным.

    Храм был построен на средства и трудами Степана Павловича Рябушинского, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины.

    Колокола для храма были отлиты на колоколо-литейном заводе Павла Николаевича Финляндского. Завод находился в Москве в Коптельском пер., близь Сухаревой башни. 
19 июля 1908 года на заводе был совершен торжественный молебен по случаю начала отливки колоколов. Богослужение совершал священник о. Трофим Силантьев в сослужении диакона о. Иоанна Хрусталева и хора певцов. На торжестве присутствовали члены совета общины и много прихожан.

    17 августа 1908 года, было совершено поднятие крестов на главы сооружаемого храма и колоколов на колокольню этого храма. Всех колоколов было 8; большой из них, весом 98 пудов и 20 фунтов пожертвован Н. И. Сушкиным и по бокам его была сделана следующая надпись:

«В лето 7416-е месяца июня в 25 день поспешением Божием, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича всея России и при старообрядческом архиепископе московском Иоанне вылит, сей колокол к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, что при Остоженской старообрядческой общине, в городе Москве, усердием Николая Иосифовича Сушкина в вечное поминовение по брате его Иоанне».

   Второй колокол, пожертвованный также Н. И. Сушкиным, весит 49 пудов, а остальные
 6 колоколов меньшего веса. Общий вес колоколов 185 пудов. Кресты сделаны в древнем стиле и вызолочены через огонь
; один из них для главы храма, величиною около 3 аршин (2,1 м.), а другой для главы колокольни, величиной около 2 аршин (1,4 м. ).

   В 8 часов утра в храме была совершена настоятелем о. Трофимом Силантьевым с диаконом храмов Рогожского кладбища о. Иоанном Хрусталевым Божественная литургия при пении небольшого хора певцов Рогожского кладбища.

   На богослужении находились: председатель общины С. П. Рябушинский, товарищ председателя С. Е. Трындин, члены совета: Н. И. Сушкин и другие, члены общины и много прихожан и богомольцев. Масса народа переполняла весь церковный двор, стояла на крышах окрестных строений и занимала прилегающий переулок. После литургии из храма был совершен крестный ход в сооружаемый новый храм и здесь о. Трофимом было совершено молебствие с пением канона Покрову Пресвятыя Богородицы и водоосвящением. После освящения воды о. Трофим прочел положенную молитву и окропил святой водой кресты для куполов храма и колокольни, а затем с Иоанном Хрусталевым  направился на колокольню и окропил святой водой поднятые накануне на колокольню 6 малых колоколов, а также больших 2 колокола, приготовленных к поднятию.

   После этого духовенство возвратилось в сооружаемый храм, и здесь о. Иоанном Хрусталевым были провозглашены многолетия Царской Фамилии, архиепископу московскому, Иоанну, «создателям святаго храма сего и пекущимся о нем и предстоящим». Все присутствовавшие на молебне приложились к святому кресту и получили окропление святой водой.

    В 10 часов 30 минут утра закончилось богослужение, и крестный ход выступил из храма и остановился с северной стороны, где были приготовлены лестницы для поднятия крестов на кровлю. Хор певцов исполнял стихиры святому кресту. О. Трофим окропил святой водой   вызолоченные кресты, и  они   были подняты на руках рабочих, внесены на кровлю, а потом по особым лестницам на купола храма и колокольни и через несколько минут установлены на места. На колокольне начался мелодичный перезвон малых колоколов. Все присутствовавшие перекрестились и поздравляли друг друга. Затем певцы запели положенные стихиры; о. Трофим окропил 2 колокола, и они при помощи присутствовавших прихожан храма, членов общины и богомольцев через несколько минут были подняты на колокольню и укреплены на местах. Крестный ход возвратился в храм, где о. настоятель обратился к прихожанам с краткой проповедью. Через полчаса все работы по закреплению колоколов были закончены, и раздался мелодичный звон, далеко разносившийся по окрестности.

   Духовенству и приглашенным лицам, в помещении дома общины, был предложен чай и закуска. Во время трапезы членами общины и прихожанами была выражена сердечная благодарность Н. И. Сушкину, С. П. Рябушинскому, С. Е. Трындину за их крупные жертвы на сооружаемый храм. П. П. Рябушинскому была послана следующая телеграмма от членов общины:

   «Собравшись на торжество поднятия крестов и колоколов, прихожане храма еще раз искренно благодарят вас за то начало, которое вы положили основанию нашего храма пожертвованием земли нашей общине».

     В воскресенье, 12 октября 1908 года, состоялось торжественное освящение храма. Накануне освящения с раннего утра в церкви шла усиленная работа по размещению перед иконами серебряных лампадок, установке в паникадила и подсвечники толстых свеч из желтого воска, настилке ковров и т.д.

   С наружной, южной стороны храма, около входа, была вмурована доска со следующей надписью: 

   «В лето 7415-е месяца августа, в 12-й день основана бысть церковь сия во имя Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, и освящена святительским священием месяца октября, 12 дня 7416-е (1908) лето, при державе Великого Государя Царя Николая Александровича и при московском старообрядческом архиепископе Иоанне. Сооружена сия церковь на средства старообрядческой Остоженской общины в царствующем граде Москве, при настоятеле церкви Трофиме Силантьеве и председателе совета общины Стефане Павловиче Рябушинском, товарище его Сергии Георгиевиче Трындине и членов совета: Павле Павловиче Рябушинском, Николае Осиповиче Сушкине,  Иоанне Михайловиче  Капусткине, Дмитрии Иоанновиче Белове, Сергии Авраамовиче Артемове, Симеоне Макариевиче Дроздове, Иоакиме Трофимовиче Кириллове, по проекту и наблюдениям архитекторов: В. Д. Адамовича и В. М. Маята».

   Посреди храма был помещен покрытый скатертью стол, и на нем были поставлены: дорогая серебряная вызолоченная богослужебная утварь, облачения на престол и жертвенник из дорогой золотой парчи и малинового шелка и принадлежности для освящения престола. На дискосе был положен новый антиминс для храма. 
По углам стола были помещены подсвечники.

   На аналоях в храме были положены древняя икона Смоленской Божьей Матери и храмовая икона. У клиросов были помещены древние хоругви, пожертвованные
 С. П.
Рябушинским, на которых находились квадратные иконы XVI века: Божьей Матери Неопалимые Купины, преподобного Дмитрия Прилуцкого, святых великомучеников князей смоленских: Феодора, Давыда и Константина, Рождества Богородицы и Успения Богородицы. По краям иконы украшены старинными окладами и к ним с боков приделаны лопасти из малинового бархата с золотой бахромой и кистями.

   Престол в алтаре сделан из облицованного кирпича, а верхняя доска из финляндского мрамора сероватого цвета. За престолом поставлен седьмисвещник в древнем стиле, запрестольный крест XVII века с изображением на оборотной стороне московских и новгородских чудотворцев, и 2 запрестольные иконы.

   В 3 часа дня посреди храма настоятелем о.Трофимом Силантьевым была совершена малая вечерняя с повечерницей.

   В 4 часа вечера в храм из церкви Рогожского кладбища были принесены 2 древние хоругви, для участия в крестном ходе, которые были поставлены возле клиросов. Церковный двор был усыпан песком, красиво убран еловыми ветками и зеленью. В конце вечерни в храм прибыл архиепископ Иоанн, который и присутствовал за богослужением, а потом осмотрел все приготовления к торжеству.

   В 5 часов вечера начался торжественный звон к всенощному бдению, и храм наполнился массой богомольцев, среди них были члены совета Остоженской общины, прихожане, члены различных старообрядческих общин г. Москвы и не мало лиц, принадлежащих к господствующей церкви, на которых внутреннее благолепие храма произвело сильное впечатление. Затем посреди храма началось всенощное бдение. Его совершали: архиепископ московский Иоанн со священниками Рогожского кладбища: о. Прокопием Сорокиным и о. Иоанном Власовым, с настоятелем храма Остоженской общины 
о. Трофимом Силантьевым, о. Исаакием Носовым и прибывшим из саратовской епархии о. Иаковым Никулиным. На клиросах пел хор певцов с Рогожского кладбища. Служба правилась Покрову Пресвятой Богородицы и обновлению храма. Всенощная продолжалась   более  6  часов.  Во время  всенощной    окружающий церковь двор и фасад храма были красиво иллюминированы разноцветными фонарями. Возле церкви, по Ушаковскому переулку, стояло много публики.

      В день освящения храма богослужение началось в половине шестого утра. Храм с начала богослужения был переполнен массой богомольцев, которым при начале молебна были розданы зажженные свечи из желтого воска. Богослужение совершал архиепископ московский Иоанн с священниками: о. Прокопием Сорокиным, о. Иоанном Власовым, о. Исаакием Носовым, о. Елисеем Мелехиным, о. Трофимом Силантьевым и о. Иаковым Никулиным с диаконами: о. Елисеем и о. Львом в облачениях из дорогой золотистой парчи.

   После водоосвящения архиепископ и духовенство совершили освящение престола, а затем архиепископ, совершив каждение и помазание стен храма, зажег светильню в лампадах в алтаре, а потом были зажжены все свечи перед иконами в храме. После этого из алтаря вышел крестный ход на середину храма; архиепископ прочел положенную молитву, окропил святой водой стены храма и осенил их крестом, а потом направился во главе крестного хода из храма. На колокольне производился торжественный звон.

   Крестный ход направился из церкви в следующем порядке. Впереди несли 2 хоругви из церкви Рогожского кладбища и 2 из вновь освященного храма; одну из них нес
С.  П. Рябушинский
;  затем несли подсвечники с желтыми свечами, большие древние иконы: Спасителя, Тихвинской Божьей матери, святителя Николы и малые храмовые иконы, сзади следовали певцы, исполнявшие положенные стихиры, священники несли святое Евангелие, запрестольные иконы и крест, за ними следовал архиепископ Иоанн, диакон с кадилами и богомольцы с зажженными свечами. Крестный ход обошел храм
 3 раза, при чем архиепископ при первом обхождении окроплял стены храма святой водой, при втором совершал каждение, а при третьем осенял святым крестом. Крестный ход остановился перед папертью, и архиепископ, взойдя на паперть перед затворенными дверьми
, сделал положенные возгласы, прочел молитву, отворил двери, пропустил в храм духовенство с иконами, а затем направился в алтарь, совершил каждение. После исполнения положенных тропарей была провозглашена о. Львом ектения и сделан отпуст. Освящение закончилось в 9 часов утра.

    В исходе десятого часа утра в новоосвященном храме началась литургия, которую совершал архиепископ Иоанн с 6 священниками и 2 диаконами, участвовавшими в освящении храма. На всех были дорогие облачения из серебряной парчи. Хор певцов Рогожского кладбища с замечательным искусством исполнил положенные песнопения.

     На богослужении находились: московский градоначальник генерал-майор
 А. А. Адрианов, председатель совета московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, коммерции советник   М. С. Кузнецов,    товарищ  председателя   А. И. Морозов,
попечители Рогожского кладбища И. А. Пуговкин и И. П. Трегубов, члены совета и общины, члены московских старообрядческих общин, председатель совета остоженской общины С. П. Рябушинский, товарищ председателя С. Е. Трындин, члены совета общины и богомольцы, директор археологического института А. И. Успенский, начальница женской классической гимназии С. Н. Фишер, члены археологического и архитектурного обществ, многие московские старообрядцы и масса прихожан храма. Многие из богомольцев не могли поместиться в храме и стояли на паперти. Церковный двор и переулок возле храма были переполнены народом.

   В 12 часов дня закончилась литургия провозглашением о. диаконом Елисеем Григорьевым многолетия: «Самодержавнейшему Великому Государю Царю нашему Николаю Александровичу, Супруге Его Великой Государыне Царице Александре Федоровне, Матери Его Великой Государыне Царице Марии Федоровне, Наследнику Его Государю Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу и всему царствующему Дому». Певцы исполнили 9 раз древним распевом «Многая лета», а архиепископ Иоанн осенял молящихся святым крестом.

   После этого были провозглашены многолетия: «Преосвященному и боголюбивому архиепископу московскому, нашему же господину и владыке Иоанну» и «создателям святого храма сего, благотворителям и всем православным христианам». Во время пения многолетий на колокольне храма производился звон во все колокола.

   После богослужения архиепископ разоблачился в алтаре и, надев мантию, вошел на амвон и обратился к присутствовавшим с краткой, но глубоко прочувственной речью, в которой он поздравил прихожан с освящением нового храма и выразил свою радость по поводу сооружения этого великолепного храма, иконы которого все очень древние и перед ними молились угодники Божии.

   С. П. Рябушинский обратился к владыке Иоанну с просьбой разрешить чествовать настоятеля храма о. Трофима, на что владыко ответствовал: «Бог благословит».

    После этого С. П. Рябушинский прочел о. Трофиму Васильевичу Силантьеву приветственный  адрес, написанный с виньетками и украшениями и покрытый многочисленными подписями членов совета Остоженской общины и прихожан:

       Ваше благословение, досточтимый батюшка

                                                                               о. Трофим Васильевич!

   12 лет тому назад Вы удостоились получить благодать священства и с этих пор Вы исправляете Ваши пастырские обязанности с выдающимся усердием, благодаря чему Вы и пользуетесь общей любовью и уважением Ваших духовных детей.

   С учреждением старообрядческой Остоженской общины, Вы, достоуважаемый батюшка, были единогласно избраны настоятелем святой церкви и когда, по милости Божией, община соорудила этот новый благолепный храм, вы понесли много трудов при его устроении, не оставляя в то же время и Ваших пастырских обязанностей.

    Сегодня в знаменательный для всех нас день освящения этого храма, мы члены совета Остоженской общины и прихожане, считаем своим нравственным долгом выразить Вам, батюшка, нашу искреннюю признательность и благодарность. Спаси Вас Христос. В знак любви и почитания к Вам, просим Вас принять от всех нас образ св. апостола Трофима, да сохранит Вас Господь Бог с семейством на многие годы во здравии и душевном спасении. 

    Затем о. Трофиму была вручена икона святого апостола Трофима, написанная в древнем стиле г. Тюлиным и украшенная дорогой серебряной чеканной ризой. На иконе на серебряной доске помещена была дарственная надпись:

    Досточтимому настоятелю старообрядческой Остоженской общины священнику 
о. Трофиму Васильевичу Силантьеву от благодарный прихожан за принятое участие и труды при сооружении старообрядческого общественного храма во имя Покрова  Пресвятыя Богородицы, что в 3-м Ушаковском переулке.

                                                                                12 октября 1908 года.

Архиепископ Иоанн осенил святой иконой о. Трофима и, вручая ее ему, произнес следующую речь;

   "Я сейчас выслушал непреложные свидетельства о вашей плодотворной деятельности при созидании этого святого храма; душевно этому радуюсь, призываю на вас мир и Божие благословение".

   Глубоко тронутый о. Трофим сделал низкий поклон владыке и присутствовавшим и произнес прерывающимся от слез голосом: "Спаси вас Христос"!

   Затем о. Трофим обратился к П. П. Рябушинскому и прочел адрес, написанный древними славянскими буквами на пергаменте и вложенный в художественный футляр:

 Глубокочтимый Павел Павлович!

   С соизволения Всемилостивейшего Государя Императора нашего, даровано старообрядчеству свободное верование и отправление церковных служб и по закону 
17 октября 1906 года разрешено учреждение старообрядческих общин. Радость всего старообрядчества пронеслась по всей России по случаю избавления от тягчайшего гнета, лежавшего в течении двух с половиной веков, и вот Вы, Павел Павлович, один из первых отзывчиво отнеслись к учреждению старообрядческой общины и положили основание:
принесли ценный дар общине - дом с землею в Москве, в 3-м Ушаковском пер. со всеми святыми иконами и имуществом с пожеланием постройки храма и просветительских учреждений. В настоящем году, с помощью Божиею, святой храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы сооружен и сегодня освящен, и мы, члены и прихожане этого храма, движимые чувством искреннего почитания, любви и преданности, выражаем Вам нашу самую горячую от всего сердца признательность. Спаси Вас, Господи, и в знаменование сего почтительнейше просим Вас принять от всех нас образ святого апостола Павла, имя которого Вы носите. Да молит он о Вас Господа Бога о здравии Вашем и Вашего семейства на многия и многия лета.

   Архиепископ Иоанн принял в руки икону святого апостола Павла, драгоценную по своей древности, украшенную старинной серебряной вызолоченной чеканной работы ризой с венцом, украшенным дорогими камнями. На оборотной стороне иконы, на серебряной доске была дарственная надпись:

   "Уважаемому Павлу Павловичу Рябушинскому от глубоко благодарных прихожан старообрядческой Остоженской общины за великие пожертвования землею и имуществом для общественного храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы,
12 октября 1908 г."

   Осенив святой иконой Павла Павловича, архиепископ произнес следующую речь:

   "Высокоуважаемый Павел Павлович! Вы соорудили великий храм для Остоженской общины, но все мы желаем считать его достоянием не одной только общины, но и всего христианского мира! Этот храм является драгоценным собранием святых икон, относящихся к глубокой древности. Милосердный Бог да воздаст вам за ваши неоцененные услуги и жертвы святому обществу христиан!"

   Затем товарищ председателя совета Остоженской общины С. Е. Трындин, обратясь к С. П. Рябушинскому, прочел адрес, написанный на пергаменте в древнем стиле и покрытый многочисленными подписями.

                                              Глубокочтимый Степан Павлович!

   Когда волею Всемилостивейшего Государя Императора 17 октября 1906 года дарован закон о старообрядческих общинах, Вы один из первых явились осуществить святое дело и учредили старообрядческую Остоженскую общину. На первом собрании Вы были избраны председателем и под Вашим председательством было решено советом построить святой храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Немедленно началась постройка по Вашим указаниям, и Вы не только неутомимо занялись постройкой, но стали собирать древние иконы для святой церкви и собрали многие памятники церковной старины. Вы оказали неоцененные труды общине и принесли большие пожертвования. Такой усиленный труд у Вас отнял массу времени от обычных занятий Ваших, но Вы не жалели ни сил своих, ни средств, старались лично следить за постройкой храма, и если бы не Вы, то прихожане не могли бы возвести такой постройки храма. За такое христианское усердие Ваше мы, члены Остоженской общины и прихожане онаго храма, приносим Вам нашу истинную благодарность, святая Церковь же будет молить Господа Бога о здравии Вашем и да освятит Вас, любящего благолепие дома Божия. В ознаменование же  нашей искренней любви и уважения к Вам, просим Вас, Степан Павлович, принять от всех нас образ Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, да сохранит он Вас с супругой и семейством на многие и многие годы.

   Один из членов общины передал архиепископу Иоанну древнейшую икону Господа Вседержителя с святителем Иоанном Новгородским и преподобным Варлаамом Хутынским, представляющей  копию с той иконы, которой благословил преподобный Сергий великого князя Дмитрия Донского на войну против татар. Икона украшена старинным басменным окладом, а венец – бирюзой и драгоценными камнями. На иконе, на особой доске сделана дарственная надпись:

    Уважаемому Стефану Павловичу Рябушинскому от глубоко благодарных прихожан старообрядческой Остоженской общины за великие труды при сооружении старообрядческого общественного храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и усердное участие по украшению сего храма чудным иконостасом и святыми древними иконами, 12 октября 1908 года.

   Архиепископ Иоанн вручил святую икону Спепану Павловичу со следующими словами:

   "Степан Павлович! Мы выражаем глубокую благодарность от всего общества за ваши жертвы и неусыпные труды на пользу всего общества и в деле создания этого великолепного храма. Вы трудитесь очень много, благодаря вашему желанию и горячей ревности о благолепии церковном и устроили столь великолепный храм, подобного которому еще и не было у нас. Дай Бог, чтобы ваши труды продолжались на многие годы на благо и пользу святой Церкви. Милосердный Господь да подаст вам силу и крепость на многия лета и да будет мир и благословение Божие над вами и вашей семьей!"

   Глубоко тронутый Степан Павлович взволнованным голосом произнес: "Сердечно благодарю вас, владыко и вас православные христиане, за вашу любовь и сочувствие, буду по мере сил всегда служить на пользу Остоженской общины и всего старообрядчества!"

   После этого С. Е. Трындин дрожащим от волнения голосом произнес: «Поклонимся Павлу Павловичу и Степану Павловичу до земли и поблагодарим их за их жертвы, труды и заботы о наших нуждах», - и все присутствовавшие сделали им низкий поклон…

   При торжественном колокольном звоне архиепископ Иоанн, во главе духовенства в облачении и певцов, исполнявших положенные стихиры, направился из храма в квартиру настоятеля церкви, где были приготовлены чай и трапеза. Архиепископ Иоанн провозгласил здравицу за драгоценное здравие Государя Императора и Его Семьи. Хором певцов было исполнено «Многая лета». Затем С. П. Рябушинский провозгласил здравицу за архиепископа Иоанна.

    Все присутствовавшие хором исполнили многолетие. После этого следовали многочисленные тосты за П. П. и С. П. Рябушинских, строителей храма, членов Остоженской общины и др.  За трапезой, затянувшейся до трех часов дня, присутствовало все духовенство, с архиепископом Иоанном во главе, и до 70 приглашенных гостей. По окончании трапезы архиепископ Иоанн с колокольным звоном отбыл в свои келии.

   В течение целого дня храм был открыт, и в нем побывало множество   народа,   среди  которого  было   много   представителей господствующей церкви. Ясная теплая погода много способствовала торжественности   освящения    этого   первого    нового   в    Москве старообрядческого храма.

    В марте 1909 года состоялось собрание Остоженской общины, на котором С.Е.Трындин пожертвовал новому храму святую плащаницу. Собрание поблагодарило жертвователя 
С. Е. Трындина.

    16 августа 1909 года после Божественной литургии о. Трофим Силантьев отслужил молебен по поводу начала работ по расписыванию внутренних стен храма. Роспись стен проводили А. В. Тюлин с сыновьями А. А. Тюлиным и Н. А. Тюлиным. Роспись производилась за счет С. П. Рябушинского.

    В 1910 году, 8 ноября, в храме Покрова Пресвятой Богородицы было совершено освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца. Иконостас в приделе изящной стильной работы сооружен на средства С. П. Рябушинского и С. Е. Трындина, которым во время состоявшейся после духовного торжества трапезы была выражена всеми прихожанами глубокая благодарность. 

   5 апреля 1922 года из храма было изъято 1 пуд 10 фунтов 50 золотников серебра.

   Как записала со слов старожилов, Н. И. Якушева храм был закрыт 15 октября 1932 года. Много лет сохранялась золоченая глава, затем все-таки рухнувшая. С 1966 года внутри храма помещался Всесоюзный научно-исследовательский биотехнический институт (ВНИИ “Биотехника”) Главного управления микробиологической промышленности при Совете Министров СССР. Глава храма и главка открытой “псковской” звонницы сломаны. Колоколов нет. Сделано несколько незначительных пристроек. Внутренность полностью переделана, нагорожены этажи. По улице сохранилась ограда и чугунная решетка, в каменных столбиках ограды остатки цветных изразцов. Внешний вид запущенный, давно не было ремонта. На государственной охране здание не числилось, хотя представляет собою редкий образец церковной постройки стиля модерн в “древнерусском духе”.

   В 1992 году здание было возвращено Остоженской старообрядческой общине Русской православной старообрядческой Церкви и богослужения были возобновлены. Богослужения проводятся по субботам и воскресеньям.

В  настоящее   время  в   храме  проводятся реставрационные работы, 10  февраля   1998 года  состоялось    поднятие  крестов на   главы восстановленного  купола.   И  вот,  наконец, 13 декабря   1999 года состоялось освящение престола.



                                                                                            ©      2000г.       Составил Е.Н. Трындин. 



                                                                   
Список источников.


1. Путеводитель по Москве 1913 г. (Изданный Моск. Архитектурным  обществом для членов
V съезда
    зодчих в Москве). Москва, 1913.

2. "По Москве". (Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным  учреждениям). Москва,
    1917.

3. "Сорок сороков". (Краткая иллюстрированная история всех московских  храмов). Том 4. Москва,
    1995.

4. "Церковь". Старообрядческий церковно-общественный журнал.  Москва.
      1908 г. № 12, 30, 34, 41, 46,  1910 г. № 46.

5. "Зодчий". Журнал архитектурный и художественно-технический. СПб, 1907 г. № 6.

6. Центральный Архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ). Ф. 1. Пречистенской части, 162\130.

6. Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ). Фонд 54, опись 104, ед. хранения 21.

7. "Сводка центрального оперативного штаба при начальнике гарнизона гор. Москвы № 9 от 5 апреля 1922 года".
                                                                                                      
 

                


Последнее обновление 18 марта 2014 г.

 

Rambler's Top100
Яндекс.Метрика