|
Родился 1 октября 1863 года в селе Становом,
Жердевской волости, Новосильского уезда,
Тульской губернии. |
В конце
концов, Павел Петрович ушел от матери и
поступил служить к помещику Дьякову
управляющим. Мать лишила
его наследства.
Только после смерти Прасковьи Ивановны
родители Виктора Павловича обвенчались.
Павел Петрович стал работать управляющим
имением в Становом, которое принадлежало
его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор
Павлович учился в школе для крестьянских
детей, а затем был принят в реальное училище
в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга
к рисованию, он брал дополнительные уроки
рисования, карандашом и акварельными
красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и
Савелов рекомендовали ему поступить в
Московскую школу живописи, ваяния и
зодчества. В 1882
году он был вынужден уйти из
5- го класса реального училища и осенью 1882
года по конкурсному экзамену был принят в
Московскую школу живописи, ваяния и
зодчества (МУЖВЗ).
Его учителями были Павел Семенович Сорокин,
Сергей Иванович Иванов – скульптура,
Илларион Михайлович Прянишников, Павел
Алексеевич Десятов – живопись. Живопись в
натурном классе преподавали: Владимир
Егорович Маковский и
Евграф Семенович Сорокин, Василий
Дмитриевич Поленов. Затем прибавились по
живописи и рисованию: Клавдий Васильевич
Лебедев и Николай Васильевич Неврев. Виктор
Павлович был освобожден от
общеобразовательных наук, так как
программа
5 класса Реального училища
соответствовала программе школы Живописи,
за исключением специальных предметов.
Историю искусства преподавал Сергей
Яковлевич Лучшев, линейную и теневую
перспективу преподавал Александр
Портогенович
Попов, анатомию человека -
ректор Московского университета Смирнов.
Смотрителем классов был Мжедлов Александр
Захарович. Директором школы был Лев
Михайлович Жемчужников. Каждый месяц были
экзамены по искусству, и лучшие рисунки
учеников отбирались и в конце года по этим
рисункам учеников переводили в следующие
классы. На рождественских каникулах в школе
устраивались ученические выставки картин,
скульптуры и архитектуры.
В Москве Виктор Павлович учился и жил на
очень ограниченные средства, получая от
родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он
в то время в
Ляпинском общежитии. С ним жили его
школьные товарищи: бароны Клодт Николай и
Евгений Александровичи, Алексей Михайлович
Корин и Василий Никитович Мешков. На досуге
Виктор Павлович занимался копированием
картин в Третьяковской галерее и
Румянцевском музее. Ему начали заказывать
копии с картин, и появился первый заработок.
Наконец
то он начал сам зарабатывать деньги
и перестал быть зависимым от чрезвычайно
бедно живших родителей. К тому времени в
семье родителей, кроме Виктора Павловича
было: 6 братьев - Сергей, Алексей, Анатолий,
Владимир, Николай, Михаил
(Батурин
Михаил Павлович, 1889 г.р.. Тройкой УНКВД КК
13.11.1937 приговорен р расстрелу. Вину не
признал. 25.11.1937 расстрелян в Енисейске)
и 5 сестер - Мария,
Екатерина, Наталья, Ольга и Елизавета.
В 1884 году он
был приписан к Орловскому мещанскому
обществу для отбывания воинской повинности
и был зачислен в ратники ополчения 2-го
разряда.
Школу живописи, ваяния и зодчества он
окончил в 1888 году и участвовал в последний
раз в ученической выставке давшей
ему 1500
руб. В газетах и толстых журналах «Артист» и
«Русская Мысль» были опубликованы хорошие
рецензии на работы Виктора Павловича.
Через
некоторое время после окончания училища он
выстроил себе в Становом мастерскую, здесь
им было написано много картин.
Летом ездил на
этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу,
Смоленскую, Калужскую, Московскую, Тульскую
губернию и др.
В Москве жил товарищ его отца,
присяжный поверенный Куприянов Х.В.,
принимавший большое участие в судьбе
Виктора Павловича. По словам Батурина,
именно он посоветовал Виктору Павловичу
поработать под руководством Григория
Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним.
Под руководством и по приглашению Григория
Григорьевича Мясоедова работал
у него на
даче в Павленках под Полтавой. Много писал с
натуры. Здесь был написан этюд для картины «Рубка
леса», выставленной Виктором Павловичем на
его последней ученической выставке.
Картина была продана в первый же день
выставки. Этюд к этой картине был куплен
П.М. Третьяковым и ныне находится в
Третьяковской галерее.
Участвовал
в трех выставках Товарищества
передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и Москве
- 19-я в марте-мае 1891, 20-я
в феврале - мае 1892 и 35-я
в январе - марте 1907). Являлся одним из
организаторов Московского передвижного
товарищества художников. Эти выставки
побывали в городах Орел, Тверь, Ярославль и
др. Участвовал в выставках Петербургского
общества художников – член общества с 1910
года. С выставки картин Петербургского
общества его картина «Сад цветет», была
куплена
для Зимнего дворца.
Спустя несколько лет после окончания
школы Виктор Павлович решает поступить
учиться в Петербургскую Академию.
Собрав
все свои этюды, он поехал в Петербург на
просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо
знавший Батурина, ректор Академии Владимир
Егорович Маковский представил его Куинджи.
По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял
Виктора Павловича и сказал:»Поезжайте,
работайте летом, а осенью приезжайте прямо
ко мне в мастерскую». Батурин был очень рад,
получивши такой хороший отзыв о своих
работах от такого великого пейзажиста, как
Куинджи. К сожалению учеба эта
сорвалась из-за
отсутствия в то время денег на жизнь в
Петербурге. Виктор Павлович был вынужден
остаться в Москве.
В 1888-90 работал
художником декоратором Большого театра в
Москве совместно с другими художниками:
Егорьевым
Николаем Николаевичем, Сергеевым,
Савицким и др. . С 1890 по 1911 год состоял
преподавателем рисования в частной
гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 год
состоял на службе (рисовальщиком) на
фабрике Полякова в Москве.
В это время им
был написан плафон над зрительным залом
Московского Шелапутинского театра (не
сохранился после пожара). Отделывал в
Москве особняки в различных стилях.
Расписывал церкви в Москве и на фабрике
Полякова в Губайлове (около
станции Павшино).
В этот период Москва все больше и больше
узнавала Виктора Павловича, работ с
выставок ему никогда не приходилось
брать
обратно, все картины принимались
выставками и продавались на них и в
материальном отношении Виктор Павлович
жил
хорошо. Значительные суммы денег он
отправлял родителям – благодаря ему все
братья и сестры получили образование.
Картины его экспонировались на
Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде
(1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной
выставке в Сан-Луи (1904), на выставке в
Берлине.
Несколько его работ до революции
находились в Румянцевском музее, в
Цветковской галерее.
Писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло,
акварель): “Ненастье”, “Весенний день”, “Закат
(1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка леса”
(1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный
пейзаж” (там же), «Среди засек» (~ 1892),
“На
хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский
областной художественный музей), “Весенние
сумерки” (1910, там же), “Полевые цветы” (1910,
Ульяновский областной худ. музей), “Дом Л.Н.Толстого
в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в
Москве), “Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в
Крыму” (1912, Тульский областной худ. музей),
“Домик лесника” (1926, там же), “Полевые
цветы” (1937), “Сад цветет” (~ 1911), “Морской
берег. Коктебельская бухта” (1913
в семье Трындиных), “Морской берег.
Скалы
у Семеиза” (1913, там же), “Речка в горах”
(1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина
реки” (1900-1910) и др.
Очень хорошо были встречены
художественной общественностью его
картины: «Дачный уголок», «На хуторе», «Ранняя
весна», «Пруд», представленные на
Периодической выставке в Москве в
Историческом музее в январе 1903 года, а также
картины: «Майское утро», «Ненастный вечер»,
«Ранней весной», «Желтеющая нива»,
представленные на Периодической выставке в
Москве в Историческом музее в январе 1904
года. На юбилейной ХХХ периодической
выставке картин в 1910-11 годах им были
выставлены картины: «Цветник», «Цветы
запоздалые», «Дача».
В Москве жил:
в 1896 – Мясницкая ул. дом Духовной
Консистории, меблированные комнаты, № 30, в
1901-02 – Сущевской части, Ивановский пер. дом
Полетаевых.
В 1902 году женился на Валентине Петровне
Трындиной. В 1903 году у них родился сын –
Кирилл. После женитьбы они
жили в 1903-1905
годах на Смоленском бульваре в доме
Шнейдера, а затем у Петровских ворот в доме
Петра Егоровича Трындина, квартира 6.
Виктор Павлович в
1903-1904 году входил в Совет Московского
городского попечительства о бедных
Мясницкой части 1-го участка, где
председателем был Сергей Егорович Трындин.
Брак этот оказался неудачным и в 1910 году
Виктор Павлович получил формальный развод
с правом жениться. (В своих воспоминаниях
Виктор Павлович обвиняет в неудавшемся
браке Валентину Петровну). Сын был оставлен
у Виктора Павловича
и жил с ним в Становой, в
Москве в Фурманном переулке, дом 18 (16), а
затем в других городах. В 1912 году Кирилл был
принят
в Мценскую гимназию, затем учился в
Симбирске.
Виктор Павлович был дружен с Ильей
Львовичем Толстым,в 1914 году Виктор Павлович
вместе с сыном Кириллом жил в имении Ильи
Львовича Толстого в Калужской губ. -
Мансурово, давно был знаком и с семьей Льва
Николаевича Толстого,
бывал у них в Ясной
Поляне, писал этюды, и многие из этих этюдов
были подарены им в Московский музей Л.Н.Толстого.
В это время
картины Виктора Павловича пользуются
огромным успехом, во всех частных галереях
Москвы и Петербурга имелись картины
Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова,
Гиршмана, Солдатенкова, Кувшинова,
Оглоблинского и др.
С началом 1й Мировой войны Виктор
Павлович просился на работу в Красный Крест.
Но 15 мая 1915 года получил
назначение ехать в
Симбирск в распоряжение уполномоченного по
заготовке продовольствия для армии. После
Симбирска работал в Самарской,
Оренбургской, Уфимской губерниях, где
принимал купленный скот, формировал гурты и
отправлял их
по назначению. В дальнейшем
Виктор Павлович просил отпустить его с этой
работы, но ему было отказано, и он был
вынужден продолжать службу, переходя по
наследству с заготовленным скотом от одной
власти к другой.
В 1915 году в г.
Уфе он встретился с вдовою Ириной
Андреевной, у которой был сын Афанасий,
одних лет с Кириллом.
В том же году Виктор
Павлович и Ирина Андреевна поженились.
В ноябре 1918
года из Уфы был переведен в Каинск, где во
время переезда заразился сыпным тифом. В 1919
году Колчак мобилизовал Кирилла и Афанасия
в военную школу, и больше сведений о них
родители не имели. В мае 1919 года был
переведен в станицу Песчанскую
Павлодарского уезда Семипалатинской
губернии.
29 декабря 1919 года в Павлодар вошла
Красная Армия и Виктор Павлович передал
остававшиеся у него 5000 голов скота
коменданту города. В 1920 году был назначен
ответственным по реквизации скота на озеро
Моралды, в 80 верстах от Павлодара. Осенью 1920
года был назначен заведующим мясным
складом в Павлодаре. В то время в Павлодаре
никто не знал, что Виктор Павлович художник.
Когда об этом узнал Председатель
Павлодарского Исполкома Бондор – Деброва,
он дал ему работу по специальности. Его
назначили преподавать черчение и рисование
в школе II ступени и в Школе Водного
Транспорта. Написал декорации в Гортеатре
Павлодара, которые произвели фурор. В 1923-26
годах писал этюды на Алтае, где сопровождал
экскурсию учеников Школы Водного
Транспорта.
В этот период он написал
несколько картин и через Илью Львовича
Толстого, жившего в то время в Америке,
отправил их на продажу в Америку. Это давало
ему средства на жизнь. В апреле 1924 года он
заболел от переутомления, доктора
запретили ему заниматься в школах, и он был
признан инвалидом 2-й группы. В это время он
пишет декорации для клуба Водников,
городского театра, рабочего клуба. Принимал
участие в Московской выставке 1923 года, в
Иркутске в 1925 году и две картины подарил в
Иркутский музей. В 1928 году им сделан эскиз
пьедестала памятника В.И.Ленину в Павлодаре.
В городе Павлодаре им была организована
изостудия для детей. Но все это время
Виктора Павловича тянуло к родным местам
Центральной России к
цветущим садам, лугам,
холмам, заросшим прудам и т.д. Он хотел
посылать свои работы на выставки в Америку,
так как там
на его картины был спрос. В
России, по словам Виктора Павловича,
в то время «старое искусство отжило
свой век - всюду процветал футуризм и
модернизм», поклонником которых Виктор
Павлович никогда не был.
В начале лета
1930 года Виктор Павлович уехал из Павлодара
в Боярку, (дачное место под Киевом), там жила
его сестра Ольга Павловна Батурина. В
Боярке ему не понравилось, и он уехал в
Новосибирск (писал картину большого
размера для Новосибирского зерносовхоза).
Затем приехал жить в Тулу к родственникам.
Виктор Павлович там много работал (были
заказы из Москвы, посылал ранее написанные
пейзажи в Америку к И.Л.Толстому). Затем
переехал в город Алексин, Тульской области
– там жили его близкие друзья семья
известного хирурга Якова Сергеевича
Стечкина. В 1932 году он уехал в Куйбышев, там
жила сестра его жены. В Куйбышеве он заболел
(у него был инсульт и парализована левая
рука). В Куйбышеве была его последняя
персональная выставка, все картины были
куплены художественным музеем Куйбышева.
14 октября 1938
года в Куйбышеве, в возрасте 75 лет, Виктор
Павлович Батурин скончался. Похоронен в
Куйбышеве. Жена его умерла в Куйбышеве 17
февраля 1957 года. Несколько картин Виктора
Павловича сохранилось в Куйбышеве в семье
сестры его жены. Две картины у
родственников В.П. Батурина в Москве.
© 2001 г. Составил Е. Н. Трындин
Источники:
Последнее обновление 21 ноября 2009 г.